+7 495 741 40 53
Музыка

Покупатели vs персонал: для кого играет фоновая музыка в торговом зале?

Покупатели vs персонал: для кого играет фоновая музыка в торговом зале?

Давно доказано, что качественная фоновая музыка в торговом зале создает положительное впечатление о магазине и формирует нужное настроение у потребителей и сотрудников. Она настраивает на позитивное восприятие, создает приятную атмосферу, формирует имидж магазина, способствует увеличению товарооборота.

Однако при создании музыкального оформления многие ритейлеры сталкиваются с проблемой выбора композиций, и перед ними встает вопрос: для кого же предназначена фоновая музыка в торговом зале – для посетителей или персонала? Чьим интересам и вкусам она должна соответствовать?

Музыкальное сопровождение – элемент маркетинговой стратегии

Очевидно, что фоновая музыка представляет собой маркетинговый инструмент, который помогает наладить взаимодействие с потребителями. Она позволяет воздействовать на их настроение и эмоциональное состояние, управлять их поведением, подталкивая к совершению незапланированных покупок, заставляя быстро принимать решение или, напротив, неторопливо изучать ассортимент.

Грамотный подход к аудиомаркетинговой стратегии дает возможность повысить число импульсивных покупок на 30-40 %, увеличить или уменьшить длительность пребывания посетителей в магазине на 25-35 %, повысить количество продаж на 20-70 %. Чтобы музыкальное сопровождение было эффективным, при выборе нужно учитывать ряд критериев, в том числе соответствие специфике торгового объекта и его целевой аудитории.

Таким образом, плейлист, повышающий уровень продаж, формируется в первую очередь исходя из предпочтений потребителей и направлен на создание комфортной атмосферы именно для них. Это значит, что фоновая музыка должна быть достаточно нейтральной, а не ориентированной на личный вкус сотрудников, в противном случае она может только оттолкнуть посетителей. «Как-то раз я зашел в элитный супермаркет, – рассказывал Кирилл Кирин, генеральный директор Market Music, о возникновении идеи работы над аудиооформлением бизнеса. – И вижу картину: включен обычный магнитофон, играет шансон, охранник с удовольствием слушает, притопывая ногой. Это меня настолько возмутило, что я ушел, ничего не купив, и больше в этот магазин не захожу».

Создание правильного музыкального оформления

Сегодня большинство ритейлеров понимают значимость фоновой музыки и предпочитают доверять создание музыкального оформления профессионалам. Однако нередки случаи, когда разработанные маркетологами или сторонними подрядчиками плейлисты не проигрываются во всех точках сети из-за вмешательства персонала на местах – продавцов, руководства магазина, охранников, у которых свои музыкальные предпочтения.

Причины такого вмешательства чаще всего заключаются в непонимании функций фоновой музыки. Сотрудники полагают, что музыкальный фон выполняет только развлекательную функцию, и стремятся сделать его приятным в первую очередь для себя, поскольку они проводят на рабочих местах большую часть дня. При этом вкусы персонала часто не соответствуют ни общей концепции торгового объекта, ни потребностям посетителей, а значит, такая фоновая музыка в лучшем случае не будет эффективной, а в худшем может и вовсе принести вред. Нельзя также забывать о правовом аспекте: подборки от профессионалов – это гарантия соблюдения всех авторских прав, в то время как проигрывание музыки с помощью магнитофона или радио может повлечь серьезные штрафы.

Поэтому при создании правильного музыкального оформления важно обеспечить централизованное управление музыкальным контентом во всей сети, исключающее вмешательство персонала каждой точки. Обновлением плейлиста, внесением изменений, синхронизацией аудио и видео, подбором настроек должны заниматься специалисты.

Грамотно подобранное и настроенное музыкальное сопровождение позволяет управлять поведением и эмоциями потребителей: оно настраивает на совершение покупок, расслабляет или, напротив, придает бодрости посетителям, развлекает, задает нужный темп и т.д.

Кроме того, специалисты в области аудиомаркетинга учитывают возможное воздействие фоновой музыки не только на посетителей, но и на работоспособность персонала. Так, медленная и спокойная фоновая музыка в торговом зале может оказывать «усыпляющий» эффект на продавцов и кассиров, которые под воздействием такого музыкального сопровождения начнут работать значительно медленнее. В качестве примера можно привести случай в одном из автоцентров, руководство которого изучило вкусы своих клиентов и приняло решение использовать в качестве музыкального сопровождения лаунж. Такая расслабляющая, созерцательная музыка, создающая атмосферу комфорта, казалась на первый взгляд идеальным решением. Однако впоследствии в плейлист пришлось внести изменения, так как музыка оказывала расслабляющий эффект в том числе на менеджеров, что отрицательно отразилось на качестве обслуживания. Ситуация разрешилась путем разбавления плейлиста динамичными композициями.

Бесспорно, фоновая музыка как инструмент маркетинга должна подбираться таким образом, чтобы обеспечить нужное воздействие на потребителей. Однако это не единственный фактор, влияющий на уровень продаж. Важно найти золотую середину и учесть все факторы, в том числе воздействие на персонал. Специалисты нашей компании подберут оптимальный вариант музыкального сопровождения с учетом всех пожеланий заказчика и особенностей бизнеса.