+7 495 741 40 53
Стили музыки

Стиль музыки Funk

Стиль музыки Funk

Фанк (англ. funk) ­– одно из ключевых направлений в афроамериканской музыке, которое наряду со стилем соул легло в основу ритм-н-блюза. Как самостоятельный музыкальный стиль фанк начал формироваться в 1960-х гг., когда ритм-н-блюз приобретал все более выраженный коммерческий характер. Главная роль в формировании этого направления принадлежит певцу Джеймсу Брауну, композитору Джорджу Клинтону и музыканту Слаю Стоуну.

Название стиля образовано от жаргонного словечка funk, обозначающего примерно то же, что и русскоязычное выражение «танцевать до седьмого пота». «Get funk!» – с таким призывом обращались джазовые исполнители к аудитории, и впоследствии это слово превратилось в название самой танцевальной музыки в рамках стиля ритм-н-блюз.

Основные черты фанка определяются в первую очередь его танцевальной направленностью. Так, эта музыка отличается максимальным синкопированием каждой инструментальной партии, ритмической пульсацией, вокалом на грани крика, многочисленными повторами кратких музыкальных фраз. Характерной особенностью является техника игры слэпом, то есть ударами по струнам, используемая бас-гитаристами для получения четкого ритма. Считается, что первым применял слэп на бас-гитаре музыкант Лари Грэм.

Формирование и развитие стиля фанк

Фанк, возникший в Америке в 1960-х гг., изначально представлял собой несколько измененный, более тяжелый соул. Так, Джеймс Браун, первый фанк-исполнитель, начинал свой творческий путь в качестве исполнителя соул-композиций и ритм-н-блюзовой музыки. Именно его композиции «Funky Drummer» и «Papa’s Got a Brand New Bag», созданные в середине 1960-х гг., считаются первыми аудиозаписями в стиле фанк. Изначально фанк-музыка имела развлекательный характер, однако активизировавшееся движение в защиту прав афроамериканцев придало ей социально-политическую направленность.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг.  становятся популярными такие фанк-коллективы, как Earth, Wind & Fire и Sly & the Family Stone. Фанк-музыка оказывает воздействие на иные направления, в том числе джаз, рок, хип-хоп, и в результате возникают новые музыкальные течения. В частности, одним из таких течений стал электрофанк, появившийся в 1970-х гг. благодаря музыканту и композитору Херби Хэнкоку. В XXI веке на основе фанк-музыки возник такой стиль, как фанктроник, представлявший собой новый этап развития синт-фанка.

Стилистические особенности фанк-музыки

Фанк как музыкальное направление отличается более агрессивным воздействием на слушателя, нежели соул. Эта музыка подчеркивает образ исполнителя-бунтаря, находящегося в противостоянии с окружающим миром. Фанк-музыка в традиционном понимании исполняется на фортепиано, причем в случае живого исполнения возможна импровизация, как и в джазе. Используются также тромбон, саксофон, реже гитара, чтобы акцентировать внимание на ритмическом рисунке. Вокальная партия, как правило, исполняется с надрывом, вокал то речитативный, то кричащий, чаще всего мужской. Фанк-музыка эмоциональна и ритмична, поэтому отлично подходит для танцев.